(097) 491 12 77
Street-classic. All rights reserved.
Контемп Назад к стилям

У направления современной хореографии, о котором пойдет речь, есть два названия, сложившихся исторически: сontemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца) и постмодерн (термин, предложенный И. Райнер для обозначения американского направления). Хореографический язык contemporary dance основывается одновременно и на западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи цюань, йога) искусствах движения. Истоки возникновения этих двух подходов различны. Западное искусство движения возникло как искусство танца, а восточное – как искусство самообороны или духовных практик. Объединяет их то, что они используют принцип сенсорного и кинетического сознавания себя. А. Архангельский так пишет о contemporary dance: «Современный танец – это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца – классического, народного, эстрадного, а также пантомимы, йоги, тай-чи), плюс видео, театр, музыка, рисунок».

 

Сontemporary – интеллектуальный танец. Это направление требует понимания и осознания того, как тело устроено, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс. Техники контемпорари помогают создать в теле центр внимания. Можно сказать, что сontemporary dance, среди прочего, фокусируется на формировании навыков сенсорного, кинетического осознавания, что дает возможность использовать естественные ресурсы тела в танце (сбалансированное использование мышц вокруг суставов, налаживание связей между центром тела и конечностями, дыхание, оправданное напряжение, перераспределение веса тела и т.д.).

 

Быть осознанными в своих действиях, поступках, уметь контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе и к тому, что происходит «здесь и сейчас» – это одни из тех навыков, которые необходимы личности для гармонического, творческого существования. Быть осознанным, эффективным и гармоничным в танце – значит понимать, как устроено тело, как можно эффективно использовать его в движении, понимая основные принципы последнего, осознавать важность дыхания в движении и, естественно, применять все это на практике. С другой стороны, это умение осознавать пространство движения – то, как оно структурировано «здесь и сейчас», отслеживать истории, развиваемые в нем другими людьми, свое отношение к ним и т.д.

 

Осознавание телесных ощущений и процесса движения в каждый момент обеспечивает пространство, где может произойти трансформация. Последнее становится возможным, т.к. в процессе осознавания мы учимся слышать себя, чувствовать, что с нами происходит в тот или иной момент. Благодаря чувствительности к телу мы настраиваемся на более тонкие вещи, на более глубокие пласты, на телесную мудрость. Со временем, мы учимся раньше улавливать дисбаланс и вносить корректировки в свое поведение, свою жизнь. Кроме того, в «переводе» на психологический язык осознанность – это основа саморегуляции, а значит, мы действительно учимся быть не только более чувствительными к себе и пространству наших отношений, но и управлять ими.

 

Общими приемами всего разнообразия методик по саморегуляции являются следующие:

1 – состояние мышечного расслабления;

2 – управление ритмом дыхания;

3 – выработка и активизация представлений и чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.);

4 – развитие способности к концентрации и децентрации внимания и др.

 

Занятия сontemporary dance учат быть осознаннее, удерживать центр внимания в теле, быть чувствительнее к себе, саморегуляции. Исходя из предположения о том, что телесные ощущения являются индикатором эмоциональных состояний можем сделать вывод, что занятия по сontemporary dance способствуют приобретению навыков как телесной, так и эмоциональной саморегуляции. Но здесь необходимо сделать следующую оговорку: сами по себе занятия только способствуют приобретению навыков саморегуляции, но не являются достаточными для этого, т.к. последнее требует целенаправленной и телесной, и психологической практики. Другими словами, это направление современной хореографии, среди прочего, может быть полезным в психологическом смысле, как практика телесного, эмоционального осознавания и как практика, помогающая приобрести навыки психической саморегуляции.